НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД
Осенне-зимний период характерен обилием осадков в виде дождя, снега, мороси, ледяного дождя, снежной крупы. В этих условиях не только затрудняется техническое обслуживание и подготовка летательных аппаратов к полету, но и создаются более сложные условия полета. При температурах окружащего воздуха в диапазоне от 0 до минус 10° С и большой влажности появляются наиболее благоприятные условия для обледенения летательных аппаратов в полете. Чаще встречаются зоны с повышенной атмосферной турбулентностью.
Опасность представляет посадка самолетов на ВПП, залитую водой или занесенную мокрым снегом. В этих условиях возможно явление акваплаиирования (рис. 16.2). Физическая сущность ак — вапланироваиия заключается в том, что при движении летательного аппарата по ВПП, покрытой слоем воды или мокрого снега, под колесами шасси образуется водяной клан. С увеличением скорости движения давление в водяном клине возрастает, и при определен — t ной скорости, называемой критической скоростью аквапланирова — иия, оно сравнивается с давлением в пневматиках шасси. С этого момента колеса поднимаются над поверхностью ВПП н начинают скользить по водяному слою. Тогда даже незаторможенное колесо перестает вращаться, летательный аппарат теряет управляемость, і снижается эффективность торможения, значительно возрастает сопротивление при разбеге. Возможность возникновения акваплаии — роваиия зависит от состояния поверхности ВПП, формы пневматика и давления в нем, числа и взаимного расположения колес.
Осенью и зимой наблюдается наиболее интенсивное развитие коррозии на элементах конструкции летательных аппаратов. Это обусловлено тем, что влага, находящаяся в воздухе, и вода, попадающая на детали конструкции с земли, содержат соли и кислоты. Попадая на агрегаты систем, соли с влагой образуют электролиты, которые приводят к интенсивному развитию электрохимической коррозии. Этот процесс особенно интенсивно протекает в зонах пустынь и полупустынь, так как в этих районах ночью выпадает обильная роса. Процесс коррозии может развиваться настолько интенсивно, что даже в течение межрегламентного периода могут
возникнуть повреждения существенно снижающие надежность си лосых элементов
В осенне-зимний период вслед ствие миграции птиц особенно опасны столкновения летатель ны аппаратов с птицами на взлете и посадке Последствия столкновения с птицей определяются скоростью летательного аппарата, прочностью деталей и элементов, подвергающихся удару массой птицы Наиболее часто удары птиц происходят в воздухозаборники двигателей, остекление кабины и передние кромки крыла и оперения
Учитывая усложнение условий эксплуатации и технического обслуживания авиационной техники в зимних условиях, ежегодно в осенний период проводится подготовка личного состава и авиационной техники по специально разработанным планам
Сроки и порядок подготовки к зимней эксплуатации определяются планом, который утверждает начальник Управления гражданской авиации. При этом учитывают климатические и другие местные условия. НАС не позже чем за два месяца до начала зимней эксплуатации составляет календарные планы подготовки летного И инженерно-технического состава и разрабатывает графики подготовки авиационной техники. Организуется техническая учеба, а затем прием зачетов от летного и инженерно-технического состава по особенностям эксплуатации и технического обслуживания авиационной техники в зимний период. Подготовку летательных аппаратов к зимней эксплуатации, как правило, совмещают с очередным периодическим техническим обслуживанием. Проверка готовности к зимней эксплуатации производится комиссией, назначаемой командиром авиационного предприятия.